Ходовая часть любого современного автомобиля оснащается пневматическими шинами, которые должны обеспечивать нормальное сцепление с поверхностью дорожного покрытия. Однако, бывают случаи, когда в результате повреждения шины из неё выходит воздух и дальнейшее движение автомобиля становится невозможным.
Для того чтобы добраться до места ремонта или гаража, большинство автомобилей выпущенных в России комплектуется полноценным запасным колесом, которое можно поставить взамен спущенного, а некоторые импортные автомобили, для этих же целей, комплектуются докаткой, имеющую меньший диаметр колеса и меньшую ширину протектора.
Появление докаток было связано с экономией места в багажнике, так как считалось, что полноразмерное запасное колесо занимает в нём достаточно большое пространство. Для тех стран, где нет длиной зимы, и развита сеть шиномонтажных пунктов, которые располагаются на не достаточно большом расстоянии друг от друга, возможно, это и правильное решение. Но, для российских водителей, докатка на автомобиле будет вызывать больше проблем, чем положительных моментов.
Во-первых, в наших Правилах дорожного движения есть соответствующий пункт (5.5), который запрещает движение транспортных средств, если на одну ось устанавливаются шины разных размеров и конструкций, а также с различными рисунками протектора.
Во-вторых, при установке докатки, вместо спущенного колеса, ограничивается скорость передвижения автомобиля, которая должна быть не более 60 км/час. Связано это с тем, что из-за уменьшения пятна контакта докатки с дорожным покрытием возрастает величина тормозного пути и может ухудшиться управляемость автомобиля. Кроме этого, при наличии на автомобиле таких устройств, как ABS, DSTC или ESP, возможна их некорректная работа, связанная с тем, что вращение колёс с разной угловой скоростью они принимают за пробуксовку и начинают с ней бороться. Поэтому эти устройства, перед началом езды с докаткой, желательно отключать.
В-третьих, при наличии на автомобиле докатки вместо полноценного запасного колеса, водитель обязан знать, что на переднеприводных автомобилях докатка ставиться только на заднюю ось. Значит, если спустило одно из передних колёс, то вначале придётся снять заднее колесо и вместо него, поставить докатку, затем снимаете спущенное переднее колесо, а на его место ставите снятое ранее заднее колесо. Таким образом, Вы убережёте дифференциал своего автомобиля от перегрузки и избавите от тех же проблем переднюю подвеску и рулевую рейку.