Двигатель автомобиля — сложнейший агрегат, для правильной работы которого должны быть выполнены многие условия. Одним из базовых условий является безотказная подача воздуха, для приготовления топливо-воздушной смести. Вполне логично, что воздух должен быть без примесей пыли и других инородных частиц. Справится с задачей очистки помогает простое, но в то же время очень полезное устройство — воздушный фильтр.
Виды воздушных фильтров
Самыми первыми фильтрами, применяемыми в советском автомобилестроении были инерционные фильтры. Во время работы такого фильтра, воздух, попадая внутрь корпуса, посредством центробежной силы избавляется от пыли и грязи, а последняя замедляет скорость от контакта о стенки и оседает, чистый воздух, в свою очередь, попадает в карбюратор. Как вы можете понять — устройство не самое эффективное. Часть пыли не оседает, а часть при высоких оборотах подхватывается уже из осевшей пыли. Позже придумали инерционно-масляные фильтры — принцип тот же, просто пыль оседала в масло и уже не подхватывалась при большем расходе воздуха.
Такие фильтры нужно было довольно часто мыть, они были очень тяжелыми и, как отмечали выше — не очень эффективными.
На смену им пришли бумажные фильтры. С составе этих фильтров специальная бумага, сложенная гармошкой, пропитанная смолами. Принцип прост — через эту специальную бумагу воздух проходит, а пыль и грязь нет. Такие фильтры могут быть разной формы, в зависимости от применяемого корпуса:
- кольцевые (по внешнему виду корпус таких фильтров схож на корпус инерционных),
- цилиндрические — это тот же кольцевой фильтр, но более вытянутый. Обычно к такому виду фильтров прибегают на двигателях большого объема, когда нужно отфильтровать быстро много воздуха,
- панельный фильтр — прямоугольный фильтрующий элемент, очень компактный. Применяется, преимущественно, на двигателях небольшого объема с компактным подкапотным пространством.
- Ну и последний вид фильтров — фильтры нулевого сопротивления. Чаще всего у таких фильтров корпус и сам фильтрующий элемент — одно, не разборное устройство. В качестве фильтрующего элемента в них используется либо специальный поролон, либо многослойная пористая бумага. Такие фильтры применяются в автоспорте, когда критично большое потребление воздуха и отсутствие разряжения во впускном коллекторе. Эффективность таких фильтров ниже, чем обычных бумажных, а интервал замены значительно сокращен.
Устройство воздушного фильтра
Так как в повседневной жизни мы чаще всего имеем дело с более-менее современными автомобилями, далекими от раллийных будней — нам интересно именно устройство бумажных фильтров. С вероятностью в 99% у вас установлен именно такой.
Какой бы не был форм-фактор фильтра, все они имеют схожее строение.
1. Уплотнитель. Он обеспечивает плотное прилегание фильтрующего элемента к корпусу фильтра, чтобы воздух проходил только там, где должен, а именно через фильтрующую бумагу.
2. Фильтрующая бумага. Специальная бумага, имеющая ворсинистую поверхность и низкое сопротивление для проходящего воздуха. Эта бумага обработана смоляными пропитками, чтобы выдерживать без разрушений все реалии окружающей, подкапотной среды, будь то масло или капли воды.
3. Каркас. Он может быть совмещен с уплотнителем или может быть выполнен из металлической или полимерной сетки. К примеру, часто, на кольцевых или цилиндрических фильтрах он формирует трубку из сетки на внутренней части фильтра, задавая форму.
Интервал замены
Со временем, по мере того, как забивается грязью фильтрующая бумага, фильтр приходит в негодность. Двигатель создает довольно сильное разряжение, и, если фильтр забит, бумага может порваться или отклеиться от уплотнителя. В таком случае двигатель будет получать не очищенный воздух, который в ходе работы может повредить стенки цилиндров или поршней, приведет к снижению компрессии и повышеному расходу масла, а в конечном итоге и к смерти двигателя.
Чтобы избежать столь плачевного итога, нужно, вместе с заменой масла, раз в 7000-10000км пробега менять и воздушный фильтр. Но если вы эксплуатируете свой автомобиль в условиях с повышенной пылью, например часто ездите по грунтовым дорогам, то лучше ввести за правило межсервистный интервал замены или хотя бы чистку фильтра пылесосом.
Так же хотелось бы предостеречь от покупки дешевых аналогов и откровенного контрафакта. Помните, такая экономия в конечном итоге может дорого обойтись при капитальном ремонте сердца вашего железного коня.
Видео по теме:
https://youtu.be/AC8KpptLDFk