В эксплуатации, легковых автомобилей ВАЗ-2109 (Спутник), которые комплектовались как карбюраторными (21081, 2108, 21083), так и инжекторными (2111-80, 11183-20) двигателями, осталось не так много, ведь их выпуск прекратили восемь лет назад (2006 год). Но, чем старше автомобиль, тем более вероятными становятся появление различных неисправностей, в том числе и работа двигателя с перебоями.
К неустойчивой работе двигателя могут быть причастны: система зажигания, система питания, газораспределительный (ГРМ) и кривошипно-шатунный (КШМ) механизмы. По сложившейся традиции поиск такой неисправности обычно начинают с системы зажигания, первоначально проверяя посадку и состояние контактов проводов высокого напряжения на свечах зажигания и в крышке прерывателя-распределителя (трамблёра).
Это для карбюраторных двигателей, а у инжекторных двигателей высоковольтные провода со свечей идут прямиком на блок катушек зажигания. Если с контактами всё в порядке, то выкручивают свечи, проверяют зазор между электродами и состояние изолятора. А пробитый на «массу» провод высокого напряжения хорошо заметен в тёмное время суток при запущенном двигателе с открытым капотом.
О причастности системы питания к работе двигателя с перебоями, можно судить по резкому нажатию на педаль газа. Если в этот момент происходит провал в оборотах коленчатого вала, то неисправность придётся искать на карбюраторных двигателях в карбюраторе, а на инжекторных, либо в регуляторе давления топлива, либо в электрическом бензонасосе.
Наиболее вероятные неисправности в карбюраторе, это засорение жиклёров или выход из строя игольчатого электромагнитного клапана системы холостого хода. Если в падении давления топлива в рампе виноват регулятор давления, то его придётся заменить, так он не пригоден ремонту. Причиной малого давления создаваемого бензонасосом может стать засорение его сетчатого фильтра или фильтра тонкой очистки топлива.
ГРМ и КШМ могут стать виновниками работы двигателя с перебоями. Происходит это из-за подсоса воздуха в цилиндры двигателя, минуя карбюратор (для карбюраторных двигателей) или дроссельный узел (для инжекторных двигателей). Местами подсоса воздуха могут стать не закрытые полностью клапана ГРМ (прогорели или неправильно отрегулирован тепловой зазор), а также пробитая прокладка впускного коллектора, закоксовывание или поломка поршневых колец.