На легковых автомобилях ВАЗ-2109, контроль за работой генератора (карбюраторный двигатель 37.3701, инжекторный двигатель 9402.3701), водитель осуществляет по контрольной лампе заряда аккумуляторной батареи (АКБ), расположенной на щитке приборов, которая должна загореться после включения зажигания и потухнуть после запуска двигателя. Если эта лампа не гаснет и продолжает гореть, значит, генератор по какой-то причине не включился в работу, а питание потребителей электрической энергии на автомобиле, в данный момент, идёт за счет АКБ.
Первое, что нужно сделать в данном случае, это открыть капот и посмотреть, цел ли ремень привода генератора, при помощи которого передаётся крутящий момент со шкива коленчатого вала на приводной шкив генератора. Если ремень цел, то следующим шагом будет проверка его натяжения, ведь если он ослаб, то будет проскальзывать на шкивах, что приведёт к снижению частоты вращения якоря генератора, от которой зависит выходное напряжение на его клеммах.
Если приводной ремень генератора нормально натянут, то придётся проверить состояние графитовых щёток, при помощи которых подаётся напряжение на контактные кольца обмотки возбуждения якоря. Для этого нужно будет снять щёткодержатель, который выполнен совместно с регулятором напряжения. Сделать это можно не снимая генератор с двигателя. Основными неисправностями щёток является их износ до предельного состояния, когда они перестают прижиматься к контактным кольцам или их зависание в щёткодержателе.
При достаточной длине щёток и их нормальном перемещении в щёткодержателе, продолжаем поиск не исправности путём не сложной проверки состояния регулятора напряжения. Для этого потребуется контрольная лампа мощностью не более 1-3 ватт, которую подсоединяем к щёткам, а реле регулятор к клеммам АКБ . При исправном реле регуляторе при напряжении в 12 вольт лампа должна гореть, а при увеличении напряжения до 16 вольт, добавив в цепь обыкновенные батарейки, она должна гаснуть. Если лампа горит или не горит при обоих случаях проверки, то регулятор напряжения будет неисправным и его придётся заменить.
Кроме выше перечисленных неисправностей, генератор не будет работать при пробое одного или нескольких диодов диодного моста, а также при коротком замыкании в обмотках якоря и статора. Для определения этих неисправностей потребуется умение работать с тестером, а генератор необходимо будет снять с двигателя и разобрать.