На автомобилях ВАЗ-2109 привод спидометра механический. На вторичном валу коробки перемены передач установлены ведущая и ведомая шестерни привода, от которых при помощи гибкого вала крутящий момент передаётся на спидометр, расположенный на щитке приборов. Учитывая то, что автомобили ВАЗ-2109 выпускаются с низкой и высокой передней панелью, длинна гибкого вала привода спидометра будет разная. У автомобилей ВАЗ-2109 с низкой панелью гибкий вал будет короче, а у автомобилей с высокой панелью он будет длиннее.
Самой распространённой причиной не работающего спидометра бывает обрыв гибкого вала, обычно около входа в коробку перемены передач. Для того чтобы проверить это предположение, необходимо добраться до щитка приборов и отсоединить гибкий вал от спидометра. Далее заводите двигатель и проезжаете метров двадцать, наблюдая за кончиком гибкого вала. Если он не крутится, то придётся открыть капот, открутить накидную гайку крепления гибкого вала и вытащить его. Если гибкий вал оборвало, то вытащиться только его оболочка, а кончик его останется в приводе. Достать его можно при помощи пассатижей.
Если гибкий вал достанется вместе с оболочкой, значит, он цел, но у него съело грани на самом его кончике, поэтому крутящий момент с шестерён привода он передать не может. В обоих случаях требуется замена гибкого вала, но не забывайте, что для высокой панели требуется более длинный гибкий вал.
Кроме гибкого вала, причиной выхода из строя может стать износ приводных шестерён. Менять их придётся в паре, причём, прежде чем пойти в автомобильный магазин за новыми приводными шестернями спидометра, посчитайте число зубьев на тех шестернях, которые стояли прежде. У новых и старых шестерён, число зубьев должно совпадать, иначе показания спидометра будут неверными, как по скорости движения, так и по пробегу.
Здравствуйте,у меня проблема со спидометром на ваз 21091 низкая панель,снимаю щиток,проезжаю пару метров,крутится,вставляю в щиток,закручиваю,еду показывает,заглушил,пришел через пять минут завол,поехал не показывает,остановился не глуша сделал,показывает,приехал заглушил,на следующий день прихожу,завожу,поехал не показывает,грани в норме,квадратик четкий,если тросик вставляешь в спидометр и крутишь рукой то стрелка болтается.все работает,в чем причина не могу понять,такое чувство что он выскальзывает от туда из спидометра и не дастоет.помагите дельным советом,буду благодарен.