Легковой автомобиль ВАЗ-2109 выпускался в России 19 лет (1987-2006г.), как с карбюраторными, так и с инжекторными (ВАЗ-2111-80 (1.5i 8V), ВАЗ-11183-20 (1.6i 8V)) двигателями. Признаками появления неисправностей в системе зажигания, могли стать перебои в работе двигателя только на холостом ходу, а также на любом из режимов работы двигателя. При этом теряется часть мощности, или как говорят водители, «двигатель не тянет». При полном отказе системы зажигания, запустить двигатель становилось невозможно.
Поиск неисправностей в системе зажигания обычно начинают с проверки наличия искры на свечах зажигания, которая должна быть мощной, бесперебойной, а цвет её сине-оранжевый. Если искры нет, тогда придётся проверять исправность цепей низкого и высокого напряжения. На «девятках» с карбюраторным двигателем поиск искры можно начать с высоковольтного провода катушки зажигания, идущего на центральную клемму трамблёра. Если напряжение на нём есть, значит, цепь низкого напряжения и сама катушка зажигания исправны. Тогда проверки подлежат бегунок и крышка трамблёра.
Их может пробить на «массу», кроме этого, в бегунке возможно перегорание сопротивления, а на контактах крышки трамблёра появление коррозии. Также, износ или зависание угольного стерженька, при помощи которого передаётся напряжение с провода катушки зажигания на токоразносящую пластину бегунка, приведут к прекращению подачи высокого напряжения на свечи зажигания. Если напряжение на высоковольтном проводе, идущем от катушки зажигания к трамблёру, отсутствует, тогда придётся методом замены на заведомо исправные устройства проверить работу коммутатора и самой катушки зажигания.
Так как на щитке приборов «девятки» есть вольтметр, то по движению его стрелки в момент включения зажигания можно определить состояние коммутатора. Если она перемещается без задержки от нуля до положения соответствующего напряжению АКБ, то можно сделать вывод, что коммутатор неисправен. Если замена коммутатора ничего не даёт, тогда придётся проверять работу датчика Холла, расположенного внутри трамблёра.
Неисправность проводов высокого напряжения будет хорошо видна в тёмное время суток, если при заведённом двигателе открыть капот ВАЗ-2109, так как при пробое проводов они начинают светиться.
На инжекторных двигателях «девятки» работой двух катушек зажигания управляет контролёр, расположенный в салоне внутри центральной консоли. Поэтому при поиске неисправности системы зажигания водитель самостоятельно может проверить работу только свечей, проводов высокого напряжения и катушку зажигания.