С начала выпуска и до ноября 1998 года, на все двигатели, которыми комплектовался легковой автомобиль ВАЗ-2109, устанавливали двухкамерные карбюраторы Солекс с электромагнитным клапаном в системе холостого хода, а затем на конвейер Волжского автозавода встал ВАЗ-2109i, на котором стояла уже инжекторная система питания. Учитывая то, что с момента выпуска последней «девятки» с карбюраторным двигателем прошло почти 16 лет, таких автомобилей в эксплуатации осталось очень мало.
В хитросплетениях работы карбюратора, в принципе, мог разобраться любой уважающий себя водитель. Тем более, что за работу двигателя, в каком либо режиме отвечала соответствующая ей система карбюратора, которая приготавливала для данного режима работы двигателя, горючую смесь требуемого состава. И если двигатель отказывался работать в данном режиме, то и искать неисправность нужно было в той системе карбюратора, которая отвечала за приготовление горючей смеси.
Но, все выше сказанные утверждения, верны при условии, что в поплавковой камере требуемый уровень топлива и правильно располагается дроссельная заслонка в первой смесительной камере, а также не повреждены диафрагмы пускового устройства, экономайзера и не засорены чем либо воздушные и топливные жиклёры. Проверить уровень топлива можно было, сняв воздушный фильтр и крышку поплавковой камеры карбюратора, его величина равна 25,5 мм (от края поплавковой камеры и до уровня бензина в ней).
Но перед тем, как это сделать необходимо было завести хотя бы минуты на три двигатель, чтобы уровень топлива поднялся до нормы, так как во время стоянки часть топлива из поплавковой камеры испаряется через воздушный фильтр в атмосферу и уровень становится ниже нормы. А регулируется он путём подгибания язычка, в который будет упираться поплавок.
В крышке поплавковой камеры располагается игольчатый клапан, через отверстие которого поступает в неё бензин. Задачей клапана является поддержание отрегулированного уровня топлива в поплавковой камере, а лишнее топливо, подаваемое бензонасосом, через сливную магистраль уходит обратно в бензобак.
Учитывая то, что на конце игольчатого клапана стоит прокладка, которая иногда застревает в посадочном гнезде и не даёт открыть топливную магистраль, хотя поплавок, в язычок которого упирается обратная сторона игольчатого клапана, уже пошёл вниз из-за расхода бензина из поплавковой камеры. В результате чего, обороты коленчатого вала становятся неустойчивыми, и если клапан не откроется, то двигатель заглохнет, так как в поплавковой камере закончится бензин. Для того чтобы открылся игольчатый клапан достаточно постучать чем то по крышке поплавковой камеры. Но если эта неисправность будет повторяться, то ездит с ней становится неудобно и этот клапан придётся заменить.