В настоящее время на большинстве автомобилей ВАЗ-2109 стоят инжекторные двигатели, но, по всей видимости, ещё сохранились и эксплуатируются «девятки» с карбюраторными двигателями. Поэтому, если не работает один из цилиндров двигателя, то некоторые причины, приводящие к такому результату, могут быть общими, что для инжекторных, что для карбюраторных двигателей, а некоторые, естественно, могут различаться.
При отказе в работе одного из цилиндров двигатель теряет часть мощности и его тяговые свойства ухудшаются, а при работе на холостом ходу сильно «прыгают» обороты коленчатого вала. При попытке тронуться с места двигатель «захлёбывается» и пытается заглохнуть. Определить какой цилиндр не работает, обычно пытаются путём поочерёдного снятия наконечников высоковольтных проводов со свечей зажигания на заведённом двигателе и по изменению характера работы двигателя выявляют неработающий.
Далее проверяют исправность свечи зажигания этого цилиндра и если она в рабочем состоянии, то придётся проверить работоспособность провода высокого напряжения. На «девятках» есть одна особенность, касающаяся третьего цилиндра. Если выявлено, что не работает именно этот цилиндр, то дополнительно нужно будет проверить шланг, идущий от вакуумного усилителя тормозов к двигателю, на предмет его не герметичности, так как в нём могут появиться трещины или у него ослабли крепления хомутами на штуцерах.
Если, выше указанные действия, не привели к положительному результату, то придётся замерить компрессию в цилиндрах двигателя, но для этого потребуется прибор, который называют компрессометром. При уменьшении давления в одном из цилиндров, по сравнению с давлением в остальных трёх цилиндрах, искать причину неисправности придётся либо в не герметичности клапанов данного цилиндра (прогорел один из них), либо в залегании или поломке поршневых колец, а также возможным вариантом может быть и прогар поршня.
На инжекторных двигателях возможной причиной отказа в работе одного из цилиндров может стать форсунка, которая по какой-то причине перестала подавать топливо в данный цилиндр. Самой простой причиной отказа форсунки может стать отсоединение разъёма штекера, через который подаётся напряжение на индукционную катушку, в результате чего запорная игла форсунки не открывается и топливо в данный цилиндр не поступает.