На легковой автомобиль ВАЗ-2115 устанавливается стартер (тип 5712.3708), в который встроен планетарный редуктор, позволяющий увеличивать крутящий момент, передаваемый с вала якоря на приводную шестерню стартера. Его электрическая схема очень простая. Он включается в работу замком зажигания, после замыкания клемм 30 и 50, в результате чего управляющий сигнал поступает через монтажный блок на клемму 50 втягивающего реле и если оно исправно, то замыкание его контактов включит в работу стартер.
Когда водитель, поворачивая ключ зажигания в положение «стартер», не слышит ни единого звука из-под капота своего автомобиля ВАЗ-2115, то в случае крайней необходимости, он может попробовать запустить двигатель, просто замкнув отвёрткой клеммы тягового реле. Но прежде чем это сделать, нужно убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, а ручной тормоз включен. Если сам стартер исправен, то двигатель запустится.
Начинать искать неисправность, из-за которой стартер не срабатывает, при попытке запуска двигателя ключом зажигания, нужно с проверки напряжения на клемме 50 тягового реле. Если напряжение в 12 вольт на клемме есть, то проверять придётся тяговое реле и сам стартер. А если напряжения на этой клемме нет, то придётся искать неисправность в замке зажигания или в проводке, идущей от клеммы 50 замка зажигании до клеммы 50 тягового реле, при условии, что аккумуляторная батарея в полном порядке.
При отсутствии напряжения на клемме 50 тягового реле, особое внимание нужно уделить клеммам 5 и 6 разъёма Х8, клеммам 6 и 8 разъёма Х1 и клемме 4 разъёма Х5, так как именно через них напряжение с аккумуляторной батареи через замок зажигания поступает на клемму 50 тягового реле. Проверять состояние этих клемм следует из-за того, что расположение монтажного блока неудачное, так как при засорении водосливного отверстия, во время дождя, он будет находиться в луже воды, а это приводит к коррозии клемм и потери контакта на них.
При наличии напряжения на клемме 50 тягового реле, нужно проверить будет ли слышен щелчок его срабатывания в момент поворота ключа зажигания в положение стартер. Если щелчок слышен, значит, с тяговым реле всё в порядке. В этом случае стартер не срабатывает либо из-за подгорания контактов тягового реле, либо из-за износа или зависания щёток коллектора стартера.