Чем старее становиться автомобиль, тем больше у него появляется проблем, даже если он эксплуатируется в руках рачительного хозяина. А ВАЗ-2109, уже давно заслуживает звание ветерана отечественного автопрома. Чтобы быстро завести двигатель этого автомобиля, нужна исправная система пуска, а если в ней появилась какая-то неисправность, которую не удаётся быстро устранить, то на крайний случай завести «девятку» можно и с «толкача».
Чаще, стартер отказывается работать, в зимний период эксплуатации автомобиля ВАЗ-2109, если водитель поленился уделить внимание своей аккумуляторной батарее, тем более, что если АКБ эксплуатируется уже не первый год. Особенно, аккумулятор не любит короткие зимние поездки, когда на запуск двигателя расходуется им больше энергии, чем может дать ему затем, генератор. Не достаточно заряженная АКБ, в конечном итоге приводит к тому, что сила тока, подаваемая на клеммы стартера, становится настолько низкой, что её не хватает на то, чтобы повернуть коленчатый вал двигателя с достаточной частотой необходимой для того, чтобы двигатель завёлся.
Если, водитель, при попытке запустить двигатель «девятки», слышит единственный щёлчок, раздающийся из-под капота его автомобиля и больше ничего, то в этом случае, можно сделать предположение, о подгорании силовых контактов втягивающего реле. А для того чтобы убедится в этом, втягивающее реле придётся разобрать и если наше предположение оказалось верным, то контакты нужно будет зачистить так, чтобы их поверхность стала ровной, иначе они опять достаточно быстро подгорят.
К аналогичному результату приводит и поломка пластиковой вилки, которая поворачиваясь на оси за счёт движения сердечника втягивающегося реле должна передвинуть обгонную муфту в сторону маховика, чтобы приводная шестерня стартера вошла в зацепление с его зубчатым венцом. Обычно ломается один из зубьев вилки, в результате чего, при попытке запустить двигатель, она деформируется, и усилия удерживающей обмотки втягивающего реле не хватает для того, чтобы контакты втягивающего реле находились в замкнутом положении.
Бывают случаи, когда при попытке запустить двигатель, водитель, удерживая ключ в положении «стартер», слышит только частые щелчки, идущие из-под капота его автомобиля. Дело в том, что во втягивающем реле есть две обмотки: втягивающая и удерживающая. В момент замыкания контактов, втягивающая обмотка автоматически отключается и если по какой-то причине усилие удерживающей обмотки становится недостаточным, контакты под действием пружины размыкаются, но как только они разомкнутся, вновь включится втягивающая обмотка, под воздействием которой, контакты вновь замкнуться. Вот поэтому водитель и будет слышать щелчки, издаваемые при замыкании контактов.
Не повторяйте друзья моей ошибки! Купил новый стартер на ВАЗ — 2109, хотя мой почти новый оказался рабочим(как выяснилось позже). На снятом стартере в холостую, втягивающее срабатывало и он крутил, а установленный на двигатель только втягивающее срабатывало и все приборы тухли на некоторое время. Думал, что контакты на втягивающем подгорели, плюс щётки, вот и решил поставить новый стартер. А когда установил, то картина оказалась та же… А продавец предупреждал, что если я поставлю стартер на движок, то он его уже не примет… Причиной отказа работы стартера оказался повреждённый провод — сеточный. Печка, фары и, включённый через отдельный подстраховочный тумблер вентилятор радиатора работали, а вот при включении стартера — увы. Причину удалось найти случайно только ночью, когда я уже намёрзся изрядно. Спасибо, друг подошёл и увидел сильное искрение на проводе — масса. Отремонтировал провод, укоротив и зачистив его и теперь всё чётко. Одно жаль, Три пятьсот вылетели в трубу, в тот момент. когда с деньгами туго… Надеюсь что мои мучения кому то помогут.