Как и у всех автомобилей, на ВАЗ-2110 на лобовом стекле располагаются дворники, приводимые в движение электромотором постоянного тока с встроенным редуктором, состоящим из 4-х пластмассовых шестерён, предназначенных для уменьшения его частоты вращения.
Для изменения скорости вращения якоря электродвигателя в его коллекторе стоят три щётки, при помощи которых, можно получить две разных частоты его вращения. Поэтому стеклоочиститель может работать в трёх режимах. Один из них быстрый, второй медленный и третий прерывистый, но частота вращения якоря электродвигателя у него точно такая же, как и у медленного режима работы.
Электрическая часть дворников включает в себя под рулевой переключатель, реле включения прерывистого режима работы щёток (его маркировка: 524.3747), дополнительное реле, концевой выключатель, предохранитель F5, предохранитель термобиметаллический и провода с колодками соединяющие всё это в единую электрическую цепь. Оба реле и предохранитель F5 находятся в монтажном блоке, а термобиметальлический предохранитель и концевой выключатель в редукторе электродвигателя.
Неисправности, приводящие к отказу в работе дворников на ВАЗ 2110, могут быть как механического характера, так и связанные с его электрической схемой. При механических неисправностях, водитель, после включения в работу дворников будет слышать шум работы электродвигателя, который должен был заставить двигаться щётки. Поэтому искать данную неисправность необходимо в механизме привода стеклоочистителя. Самыми часто встречающимися неисправностями привода будут:
— ослабление или полное откручивание гайки, которая крепит кривошип привода к оси, выходящей из редуктора. В этом случае щётки дворников будут либо дергаться, либо останутся неподвижными.
— если щётки двигаются не синхронно, то проверить в этом случае нужно уже гайки крепления поводков, скорее всего одна из них ослабла и её следует подтянуть, предварительно поставив щётку в правильное положение.
Все остальные неисправности стеклоочистителя будут связаны с его электрической частью:
— если дворники работают, а при их выключении они останавливаются, где попало и не занимают нижнего положения на лобовом стекле, то придётся откручивать крышку редуктора и подгибать контакты концевого выключателя. Если это не помогает, значит, нужно будет приобретать новый электродвигатель в сборе с редуктором, так как отдельно они не продаются.
— при включении прерывистого режима работы, щётки не останавливаются на некоторое время в нижнем положении. Это означает, что электродвигатель продолжает работать постоянно. Отвечает за этот режим работы дворников реле 524.3747, его придётся заменить на исправное. А если это не помогло, то виновником может быть также концевой выключатель, у которого подгорели или окислились контакты.
— если при включении прерывистого режима работы не слышно шума вращения якоря электродвигателя стеклоочистителя, то это уже точно неисправно реле 524.3747.
— при включении любого режима работы дворников слышен только щелчок сработавшего термобиметаллического предохранителя, а якорь электродвигателя не вращается. Вероятных причин такого положения дел, две. Либо якорь сгорел, либо щётки, по какой-то причине не могут двигаться, например, примёрзли к стеклу. В этом случае может также перегореть предохранитель F5.
— если предохранители целы и не срабатывают, а электродвигатель всё равно не работает, то причину придётся искать в отсутствии контактов в соединительных колодках, под рулевом переключателе или в самом электродвигателе, где могут зависнуть щётки или сгореть обмотка якоря.
Зная, вероятные причины в нерабочих дворниках, водитель в большинстве случаев может их найти и устранить самостоятельно, не обращаясь на СТО.