Моторное масло, залитое в поддон картера и предназначенное для смазки деталей двигателя, в процессе его работы, будет обязательно расходоваться. На это есть две причины. Первая причина, от которой полностью избавиться невозможно, связана с угаром моторного масла в камерах сгорания цилиндров двигателя. Вторая причина, которую можно устранить на все сто процентов, связана с течью моторного масла наружу, из-за появления не герметичности соответствующих прокладок и сальников.
В зависимости от места течи моторного масла наружу двигателя, его расход может сильно возрасти. К наиболее вероятным местам подтёков масла относятся: прокладки поддона картера, клапанной крышки и датчика аварийного давления масла; передний и задний сальники коленчатого вала; передний сальник распределительного вала. При некачественной установке фильтра тонкой очистки моторного масла, возможно появление течи либо в уплотнительную прокладку фильтра, либо в месте завальцовки корпуса фильтра. Найти место течи масла можно только визуальным осмотром двигателя, как сверху, из-под капота автомобиля, так и снизу, на эстакаде или подъёмнике.
Величина угара моторного масла в цилиндрах двигателя напрямую зависит от степени износа маслосъёмных колец поршней и маслосъёмных колпачков, установленных на каждом клапане газораспределительного механизма. Ведь маслосъёмные кольца предназначены для того, чтобы снять излишки масла со стенок цилиндра, иначе, оставшись на стенках, оно сгорит на такте рабочий ход. Маслосъёмные колпачки клапанов, в процессе эксплуатации двигателя, постепенно теряют свою эластичность (затвердевают). Что приводит к резкому увеличению движения масла вдоль стрежней клапанов, из-под клапанной крышки, в камеры сгорания цилиндров.
В процессе работы двигателя изнашиваются не только компрессионные и маслосъёмные кольца поршней, но стенки гильз цилиндров. В результате чего, отверстия гильз приобретают овальную форму. Когда этот износ достигнет критической величины, угар моторного масла сильно возрастёт, что приведёт к появлению из выхлопной трубы голубоватых отработавших газов.
На угар моторного масла также влияет частота вращения коленчатого вала двигателя. При длительной езде, например по загородной трассе, с частотой вращения коленвала более 3500 оборотов в минуту угар моторного масла будет возрастать. Так что на расход масла, влияет даже манера водителя, использующего агрессивный стиль вождения автомобиля.